Программа ЗПР психолог

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Малыш» с.Углезаводск
Долинского района Сахалинской области
694061, Сахалинская область, Долинский район, с.Углезаводск, ул. Почтовая 2,
тел/факс 98-3-35, e-mail: uglmalish@yandex.ru

Рассмотрено
на заседании
педагогического совета
Протокол №
от __.__.2024

Утверждаю
Заведующий МБДОУ
«Детский сад «Малыш»
с.Углезаводск
___________Корабель Л.В.
_________2024г.

Индивидуальная коррекционно-развивающая
программа по работе педагога-психолога с
ребенком с ОВЗ 5-6 лет
на 2024-2025 учебный год

Составитель:
Писклёнова Елена Викторовна
Педагог-психолог

с. Углезаводск
2024 г.

Пояснительная записка
Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для
формирования необходимых психических функций и социально значимых
качеств личности. Именно в это время закладываются основы будущей
учебной деятельности ребенка, идет активное развитие его познавательных
способностей. Предполагаемые игры и игровые задания направлены на
развитие тех или иных психических функций, а также определенных
личностных качеств.
Цель: повышение уровня психологической готовности ребёнка к школьному
обучению, профилактика школьной дезадаптации, развитие психических
процессов.
Задачи программы:
1. Развитие любознательности, как основы познавательной активности у
дошкольников;
2. Повысить уровень развития психических процессов, таких как память,
внимание, восприятие, мышления, воображения, мелкая и крупная моторика.
3. Способствовать повышению познавательного интереса.
Возрастные особенности детей 5-6 лет ОВЗ.
Установлено, что многие из детей с ОВЗ испытывают трудности в
процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена
скорость перцептивных операций.
Они испытывают затруднения в произвольной организации
деятельности. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленным
состоянием
их
нервной
системы.
Дети
быстро
утомляются,
работоспособность их падает, а иногда они просто перестают выполнять
начатую деятельность.
Дошкольники с ЗПР не испытывают трудностей в практическом
различении свойств предметов, однако их сенсорный опыт долго не
закрепляется и не обобщается в слове. Особые трудности дети испытывают
при овладении представлениями о величине, не выделяют и не обозначают
отдельные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина).
Затруднен процесс анализирующего восприятия: дети не умеют выделить
основные структурные элементы предмета, их пространственное
соотношение, мелкие детали.
Со стороны слухового восприятия нет грубых расстройств. Дети могут
испытывать некоторые затруднения при ориентировке в неречевых
звучаниях, но главным образом страдают фонематические процессы.
Названные выше недостатки ориентировочно-исследовательской
деятельности касаются и тактильно-двигательного восприятия, которое
обогащает чувственный опыт ребенка и позволяет ему получить сведения о
таких свойствах предмета, как температура, фактура материала, некоторые

свойства поверхности, форма, величина. Затруднен процесс узнавания
предметов на ощупь.
У детей с ОВЗ наблюдаются недостатки памяти, причем это касается
всех
видов
запоминания:
непроизвольного
и
произвольного,
кратковременного и долговременного. Они распространяются на
запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не
может не сказаться на успеваемости.
Значительное отставание и
своеобразие обнаруживается и в развитии их мыслительной деятельности.
К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере
интеллектуальными
операциями,
являющимися
необходимыми
компонентами мыслительной деятельности. Речь идет об анализе, синтезе,
сравнении, обобщении и абстрагировании. После получения помощи дети
рассматриваемой группы оказываются в состоянии выполнять предложенные
им разнообразные задания на близком к норме уровне.
Значительным своеобразием отличается поведение этих детей. После
поступления в школу они продолжают вести себя, как дошкольники.
Ведущей деятельностью остается игра. У детей не наблюдается
положительного отношения к школе. Учебная мотивация отсутствует или
крайне слабо выражена.
Дети с задержкой психического развития обладают значительно
меньшим запасом элементарных практических знаний и умений, чем их
сверстники.
И только специальные коррекционные целенаправленные упражнения,
задания, дидактические игры помогают преодолевать указанные отклонения
в их развитии.
Форма организации:
Программа предусмотрена для ребёнка дошкольного возраста 5 - 6 лет;
Цикл занятий рассчитан на 7 месяцев;
Общее количество занятий - 55
Продолжительность:
Занятия проводятся индивидуально 2 раза в неделю.
Каждое занятие состоит из нескольких частей и занимает не более 2530 мин.
Предполагаемый результат:
Сформированность компонентов психологической готовности к школе,
расширение уточнение, увеличение объема внимания и памяти, устойчивости
внимания, развитие интегративных качеств личности и формирование основ
учебных универсальных действий. Улучшено психоэмоциональное состояние
ребенка, снижены негативные проявления поведения.

Тематический план:
Тема

Цель

Октябрь
Занятие №1

Развитие слуховой
памяти, слуховых
ощущений.
Фонетикофонематического
восприятия и
звукового анализа.
Умение точно и
правильно
называть
предметы.
Развитие умения
действовать по
инструкции,
пространственных
представлений.
фонетикофонематического
восприятия и
звукового анализа,
вербального
мышления.

Занятие №2

Занятие №3

Занятие №4

Развитие фонетикофонематического
восприятия и
звукового анализа,
пространственных
представлений,
микромоторики,
воображения.
Развитие фонетико
– фонематического
восприятия и
звукового анализа,
слухового темпоритмического
восприятия,
вербального
мышления, умения
анализировать и

Формы работы,
упражнения.
Задание «Как тебя
зовут»
Задание «Назови
предметы»
Задание «Послушай
звуки»
Задание «Произнеси
четко»

Кол-во
часов
30 мин

Задание «Выполни
команду»
Задание «Право, лево,
верх, низ»
Задание «Эхо»
Задание «Подбери
слова»

30 мин

Задание «Найди
ошибку»
Задание «Что где
находится»
Задание «Штриховка»
Задание «Закончи
рисунки»

30 мин

Задание «Произнести
чисто»
Задание
«»Телеграфисты»
Задание «Назови
одним словом»
Задание «Нарисуй по
образцу»

30 мин

копировать
образец.
Занятие №5 Развитие
личностных
качеств,
устойчивости
внимания
микромоторики и
зрительно –
двигательных
координаций,
фонетико –
фонематического
восприятия и
звукового анализа.
Занятие №6 Развитие наглядно
– образного
мышления,
пространственных
представлений,
умения
анализировать.
Действовать по
инструкции.
Задание №7 Развитие фонетико
– фонематического
восприятия и
звукового анализа,
слуховой памяти,
зрительных
ощущений,
пространственных
представлений.
Занятие №8 Развитие фонетико
– фонематического
восприятия и
звукового анализа,
вербального
мышления.
Ноябрь
Занятие №9

Развитие фонетико
– фонематического
восприятия и
звукового анализа,

Беседа «Стали
30 мин.
родными»
Задание «Найди
девочку»
Упр. «Морские волны»
Задание «Произнеси
четко»

Задание «Выделяем
слова»
Задание «Выполни
команду»
Задание «Чего не
хватает»
Задание «Раскрась
домики и клеточки»

30 мин

Задание
«Магнитофон»
Задание «Цветные
полоски»
Задание «Нарисуй
наоборот»
Задание «Эхо»

30 мин

Задание «Найди
ошибку»
Задание «Отгадай
загадки»
Задание «Соедини так
же»
Задание «цветик –
семицветик»
Задание «Произнеси
чисто»
Задание «Найди
картинку»

30 мин

30 мин

Занятие
№10

Занятие
№11

Занятие
№12

Занятие
№13

зрительной и
слуховой памяти,
пространственных
представлений.
Развитие умения
действовать по
инструкции,
фонетико –
фонематического
восприятия и
звукового анализа
устойчивости
внимания,
произвольности.
Развитие фонетико
– фонематического
восприятия и
звукового анализа,
зрительного
анализа,
пространственных
представлений,
вкусовых
ощущений.
Развитие фонетико
– фонематического
восприятия и
звукового анализа,
умения
анализировать,
зрительной памяти,
устойчивости
внимания.
Развитие умения
действовать по
инструкции и
самоконтроля,
критичности
мыслительной
деятельности,
зрительного
восприятия,
микромоторики и
зрительно –
двигательных

Задание
«Магнитофон»
Задание «Где кто
стоит»
Задание «Выполни
команду»
Задание «Различай
слова»
Задание «Ставь
значки»
Задание «Огонь –
вода»

30 мин

Задание «Различи звук
и слог»
Задание «Звери
спрятались от волка»
Задание «куда
указывают стрелки»?
Игра «Пчелы»

30 мин

Задание «Произнеси
быстро»
Задание «Делим слова
на слоги»
Задание «Запомни
точно»
Задание «Рыбаки»

30 мин

Задание «Я – учитель,
ты -ученик»
Задание «Какие
ошибки допустил
художник»?
Задание «Цветная
угадай-ка»
Задание «Раскрась –
кА!»

30 мин

Занятие
№14

Занятие
№15

Декабрь
Занятие
№16

Занятие
№17

Занятие
№18

координаций.
Развитие фонетикофонематического
восприятия и
звукового анализа,
наглядно –
образного
мышления,
развитие
зрительной памяти,
устойчивости
внимания и
микромоторики.
Развитие
личностных
качеств, фонетикофонематического
восприятия и
звукового анализа,
пространственных
представлений,
слухового
восприятия.
Развитие фонетикофонематического
восприятия и
звуков анализа,
объема внимания,
осязательных
ощущений,
моторики.
Развитие фонетикофонематического
восприятия и
звукового анализа,
зрительного
анализа,
воображения,
пространственных
представлений.
Развитие фонетикофонематического
восприятия и
звукового анализа,
операции

Зад «Найди ошибку»
Зад «Нелепицы»
Зад «Запомни точно»
Зад «Заштрихуй
фигуру»

30 мин

Беседа «Защитница»
Задание «Различи звук
и слог»
Задание «Диктант
пространственных
действий»
Задание «Определи по
звуку»

30 мин

Задание «Эхо»
Задание «Посмотри
внимательно»
Задание «весы –
ладошки»
Задание «Порви
листочки»

30 мин

Задание « Различай
слова»
Задание «Какую
игрушку сняли?»
Задание «Что это?»
Задание «Где
спрятались игрушки?»

30 мин

Задание «Узнай звук»
Задание «Где
спрятались кошечки?»
Задание «Шарики и
сосульки»

30 мин

абстрагирования
Задание « Нарисуй по
зрительной памяти. памяти»
Занятие
№19

Занятие
№20

Занятие
№21

Занятие
№22

Развитие фонетикофонематического
восприятия и
звукового анализа,
умения действовать
по инструкции,
операции
обобщения ,
распределения
внимания.
Развитие
пространственных
представлений,
зрительного
анализа, слуховых
ощущений,
внимания и
мышления.

Задание «Произнеси
быстро»
Задание «Я – учитель,
т ученик»
Задание «Какой
предмет лишний?»
Задание «Слушай
сказку и вычеркивай»

Задание «Говори
правильно»
Задание «Чем
различаются
рисунки?»
Задание «Шумящие
коробочки»
Задание «Хлопни в
ладоши и присядь»
Развитие фонетико- Задание «Различай
фонематического
слова»
восприятия и
Задание «Ставь
звукового анализа, значки»
устойчивости
Задание «Найди
внимания,
картинку»
зрительной памяти, Задание «Одинаковы
умения
ли бусы»
анализировать и
копировать
образец.
Развитие фонетико- Задание «Эхо»
фонематического
Задание «Бусики»
восприятия и
Задание «Собери
звукового анализа, картинку»
умение
Задание «Все ли ты
анализировать и
увидел?»
копировать
образец,
способности к
синтезу,
зрительного
восприятия

30 мин

30 мин

30 мин

30 мин

Занятие
№23

Январь
Занятие
№24

Занятие
№25

Занятие
№26

Занятие

Развитие фонетикофонематического
восприятия и
звукового анализа,
устойчивости
внимания ,
микромоторики и
зрительно –
двигательных
координаций,
слуховой памяти.
Развитие фонетикофонематического
восприятия и
звукового анализа,
наглядно –
образного
мышления,
слуховой памяти,
воображения.
Развитие
личностных
качеств, фонетикофонематического
восприятия и
звукового анализа.
Пространственных
представлений,
умения
анализировать и
копировать
образец.
Развитие
личностных
качеств, фонетикофонематического
восприятия и
звукового анализа,
слухового темпо –
ритмического
восприятия,
операции
абстрагирования.
Развитие
личностных

Задание « Разложи
слово на звуки»
Задание «Штриховка»
Задание «Раскрась-ка»
Задание «Повтори и
добавь»

30 мин

Задание « Произнеси
быстро»
Задание «Помоги
ежику попасть в
домик»
Задание «Ряды Слов»
Задание «Помоги
художнику закончить
рисунки.
Беседа «Друзья»
Задания «Различай
слова»
Задание «Внутри,
справа, слева, внизу.
Задание «Продолжи
узор»

30 мин

Задание «Разложи
слово на звуки»
Задание
«Телеграфисты»
Задание «Разложи
конфеты»
Задание «Цветик –
семицветик»

30 мин

Задание «Разложи
слово на звуки

30 мин

30 мин

№27

качеств, фонетикофонематического
восприятия и
звукового анализа,
микромоторики,
слуховой памяти,
умения
анализировать и
копировать
образец.
Занятие
Развитие умения
анализировать и
№28
копировать
образец,
устойчивости
внимания,
фонетикофонематического
восприятия и
звукового анализа,
критичности
мыслительной
деятельности
Занятие
Развитие фонетикофонематического
№29
восприятия и
звукового анализа,
пространственных
представлений,
микромоторики и
зрительно –
двигательных
координаций,
зрительной памяти.
Занятие№30 Развитие фонетикофонематического
восприятия и
звукового анализа,
цветовых
ощущений, умения
действовать по
инструкции,
наглядно –
образного
мышления.

Задание «Штриховка»
Задание «У кого ряд
длиннее?»
Задание «Срисуй
фигуры точно»

Задание «Соедини
30 мин
точки»
Задание «выключатель
для люстры»
Задание « Подбери
картинку»
Задание «Нелепицы»

Задание «Какой
первый звук»
Задание «Найди и
закрась фигуры»
Задание «Раскрась –
кА!»
Задание «Запомни и
найди»

30 мин

Задание «произнеси и 30 мин
различи слова»
Задание «Цветная
сказка»
Задание «Графический
диктант»
Задание «Подбери
заплатку»

Занятие№31 Развитие фонетикофонематического
восприятия и
звукового анализа,
зрительного
восприятия,
зрительной памяти,
воображения.
Развитие фонетикоФевраль
Занятие№32 фонематического
восприятия и
звукового анализа,
объема внимания,
пространственных
представлений,
операции
сравнения.
Занятие№33 Развитие фонетикофонематического
восприятия и
звукового анализа,
микромоторики и
зрительно –
двигательных
координаций,
умения
анализировать и
копировать
образец, слуховой
памяти.
Занятие№34 Развитие фонетикофонематического
восприятия и
звукового синтеза,
зрительного
восприятия и
зрительного
анализа,
вербального
мышления.
Занятие№35 Развитие
личностных
качеств,
устойчивости
внимания,

Задание «Подбери
картинку»
Задание « Что в
рюкзаке у туриста»
Задание «Нарисуй по
памяти»
Задание «Попробуй
нарисовать»
Задание «Слова с
одинаковым началом»
Задание «Посмотри
внимательно»
Задание «куда ускакал
зайчик»?
Задание «Заяц –
первоклассник»

30 мин

Задание «Подбери
слова»
Задание «Спирали и
волны»
Задание «Срисуй
фигуры точно»
Задание «Постройтесь
по именам»

30 мин

30 мин

Задание «Соедини
30 мин
звуки»
Задание «Феи на балу»
Задание «Отгадай
загадку»
Задание «Перерисуй
точно»

Беседа «Любимые
родители»
Задание «Вычеркни
две фигуры»
Задание «Диктант

30 мин

Занятие№36

Занятие№37

Занятие№38

Занятие№39

пространственных
представлений,
фонетико –
фонематического
восприятия и
звукового синтеза.
Развитие фонетикофонематического
восприятия и
звукового анализа,
зрительного
восприятия,
логического
мышления,
зрительной памяти.
Развитие фонетикофонематического
восприятия и
звукового анализа,
пространственных
представлений,
умения обобщать,
анализировать и
копировать
образец.
Развитие фонетикофонематического
восприятия и
звукового анализа,
распределения
внимания,
наглядно –
образного
мышления,
слуховой памяти.
Развитие фонетикофонематического
восприятия и
звукового анализа,
пространственных
представлений,
микромоторики и
зрительно –
двигательных
координаций.

пространственных
действий»
Задание «Угадай –ка!»

Задание «До или
30 мин
после?»
Задание «В каком ряду
не хватает кошки»
Задание «Чья зубная
щетка»
Задание «Запомни и
нарисуй
Задание «Подбери
слова»
Задание «Нарисуй
значки»
Задание «Какая
картинка лишняя?»
Задание «Повтори
фигуры по точкам»

30 мин

Задание «Подбери
слова»
Задание «Слушай
сказку и вычеркивай»
Задание «Подбери
заплатку»
Задание «Повтори и
добавь»

30 мин

Задание «Какой звук
30 мин
последний»
Задание «Графический
диктант»
Задание «Обведи по
контуру»
Упр. «Школа для
животных»

Развитие
Март
Занятие№40 пространственных
представлений,
фонетико фонематического
восприятия и
звукового синтеза,
слуховой памяти,
слухового
восприятия.
Занятие№41 Развитие
личностных
качеств,
устойчивости
внимания,
фонетико –
фонематического
восприятия и
звукового анализа,
умения
анализировать и
копировать
образец.
Занятие№42 Развитие фонетико
– фонематического
восприятия и
звукового анализа,
зрительного
восприятия,
логического
мышления,
зрительной памяти.
Занятие№43 Развитие фонетико
– фонематического
восприятии и
звукового анализа,
устойчивости
внимания,
зрительного
анализа,
воображения.
Занятие№44 Развитие
наглядного
мышления,
слуховой памяти,

Задание «Назови
правильно предлоги»
Задание «Угадай-ка»
Задание «Ряды слов»
Задание «Определи по
звуку»

30 мин

Беседа «Благодарная
чайка»
Задание «Кто куда
пойдет?»
Задание «Ударный
звук».
Задание
«Разноцветные
бусинки»

30 мин

Задание «Ответь
правильно»
Задание «Что в
школьном портфеле?»
Задание «Кто в какой
палатке живет?»
Задание "Запомни и
нарисуй."

30 мин

Задание «Узнай звук в
слове»
Задание «Ставь
значки»
Задание «Подводное
царство»
Задание «Закончи
рисунки»

30 мин

Задание «Что
перепутал художник»
Задание «Пары слов»
Задание «Словесный

30 мин

Занятие№45

Занятие№46

Занятие№47

Апрель
Занятие№48

умения
анализировать и
копировать
образец,
понятийного
мышления.
Развитие умения
действовать по
инструкции,
зрительно –
двигательных
координаций,
умения
анализировать и
копировать
образец,
пространственных
представлений.
Развитие наглядно
– образного
мышления,
слуховой памяти,
воображения,
умения
анализировать и
копировать
образец.
Развитие
зрительного
восприятия,
зрительной памяти,
умения
анализировать и
копировать
образец,
произвольности.
Развитие объема
внимания,
вербального
мышления, умения
анализировать и
копировать
образец, умения
действовать по
инструкции.

волейбол»
Задание «Нарисуй так
же»

Задание «Графический 30 мин
диктант «Звездочка»
Задание «Обведи по
контуру»
Задание «Дорисуй
половинки»
Задание «Живые
цепочки»

Задание «Помоги
червячку»
Задание «Повтори
правильно»
Задание «чудесные
кружки»
Задание «Продолжи
узор»

30 мин

Задание «Все ли ты
увидел?»
Задание «Запомни и
нарисуй»
Задание «Дорисуй
флажки»
Задание «Иголка и
нитка»

30 мин

Задание «Посмотри
30 мин
внимательно»
Задание «Нелепицы»
Задание «Дорисуй
узоры»
Задание «Графический
диктант, Грибок»

Занятие№49 Развитие
пространственных
представлений,
слуховой памяти,
умения
анализировать и
копировать
образец, операции
сравнения.
Занятие№50 Развитие
устойчивости
внимания,
пространственных
представлений и
умения действовать
по инструкции,
осязательных
ощущений,
зрительно –
двигательных
координаций.
Занятие№51 Развитие
микромоторики и
зрительно –
двигательных
координаций,
зрительного
восприятия,
умения
анализировать и
копировать
образец,
пространственных
представлении.
Занятие№52 Развитие фонетико
– фонематического
восприятия и
звукового анализа,
устойчивости
внимания, умения
действовать по
инструкции,
развитии зрительно
– двигательных
координаций

Задание «Называй
правильно предлоги»
Задание «Пары слов»
Задание «Рисуем
айсберги»
Задание «Перышки»

30 мин

Задание «Распутай
30 мин
гирлянды»
Задание «Графический
диктант робот»
Задание «Обведи по
контору»
Задание «Шершавые
дощечки»

Задание «Раскрась –
ка!»
Задание «Найди
сирень, кошку, рыбку.
Задание «Перерисуй
домик и елочки»
Задание «Куда ускакал
зайчик»

30 мин

Задание «Разложи
30 мин
слово на звуки»
Задание «Вычеркни
три фигуры»
Задание «Графический
диктант, Цветочек»
Задание «Обведи по
контуру»

Занятие№53 Развитие слуховой
памяти,
пространственных
представлений,
операции
обобщения,
микромоторики.

Задание «У кого ряд
длиннее?»
Задание «нарисуй
значки»
Задание «Какая
картинка лишняя»
Задание «Обведи
линии»
Задание «Штриховка»
Занятие№54 Развитие
устойчивости
Задание «Положи
внимания,
игрушки в коробку»
микромоторики,
Задание «Запомни
умения
порядок картинок»
абстрагироваться,
Задание «Закрась
зрительной памяти, клеточки»
умения
анализировать и
копировать
образец.
Задание «Загадочные
Занятие№55 Развитие
зрительного
контуры»
восприятия,
Задание «Снежинки»
операции
Задание
сравнения,
«Неоконченный
воображения,
рассказ»
операции синтеза.
Задание «Собери
картинку»

30 мин

30 мин

30 мин


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».