УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ «Детский сад «Малыш» с.Углезаводск ____________Л.В.Корабель «___»______________ 2023 г Программа развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Малыш» с.Углезаводск на 2023-2027 годы 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Малыш» с. Углезаводск Долинского района Сахалинской области Состоит в разработке реализации эффективных Практическая значимость образовательных программ и технологий включающих интегрированный подход, практико-ориентированный инструментарий с комплексом интерактивных форм и заданий различных типов для успешного развития дошкольников Основания для разработки Конституция Российской Федерации Закон «Об образовании в Российской Федерации» принят Программы развития Государственной думой 21.12.2012г., одобрен Советом Федерации 26.12.2012 г. Конвенция о правах ребенка Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного образования», зарегистрирован в Минюсте РФ 26.09.13г. Программа развития предназначена для определения Назначение Программы перспективных направлений развития дошкольной развития образовательной организации на основе анализа работы ДОУ. Программа отражает тенденции изменений, главные направления обновления содержания образовательной деятельности, управление дошкольной образовательной организацией на основе инновационных процессов. Наименование организации Нормативный документ образовательной организации, осуществляющей деятельность в режиме развития и реализации основных актуальных перспективных нововведений в дошкольной образовательной организации Недостаточная готовность и включенность педагогического Проблемы состава в деятельность ДОУ по внедрение в воспитательнообразовательный процесс современных образовательных технологий. Недостаточно активное использование средств информатизации в образовательном процессе. Программа развития МБДОУ «Детский сад «Малыш» Название с. Углезаводск на 2019-2023 годы Разработчики Программы Администрация ДОУ, инициативная группа педагогических работников развития Создание интегрированной модели Цель Программы развития развивающего образовательного пространства, обеспечивающего условия для развития дошкольника, обучение и воспитание ребёнка дошкольного возраста как Статус Программы Задачи Программы развития гражданина РФ, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами; формирование предпосылок функциональной грамотности и глобальной компетенции на этапе дошкольного возраста в процессе специфических детских видах деятельности ка сквозных механизмов развития личности в условиях реализации ФГОС ДО 1. развитие потенциала и профессиональных умений педагога в образовательном пространстве дошкольной образовательной организации; 2. Обеспечение психолого-педагогической поддержкой семьи и повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности; 3. Создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; 4. Совершенствование системы мониторинга качества образования (успешности) дошкольников с учётом современных требований ка основы целей и успеха; 5. Совершенствование работы с социумом, надёжного партнёрства как залога успеха и качества деятельности дошкольного учреждения. Программа развития реализуется в период с 2023 по 2027 г. Сроки реализации программы Этапы реализации программы I этап -(подготовительный) Цель: подготовить ресурсы для реализации Программы развития. 2023 – 2024 год Задачи этапа: создать условия для осуществления образовательного и оздоровительного процессов в соответствии с требованиями к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Цель: практическая реализация Программы развития. II этап – (практический) Задачи этапа: Совершенствование материально2024-2026 годы технического и программного обеспечения. Использование возможностей сетевого взаимодействия и интеграции в образовательном процессе. Освоение и внедрение новых технологий воспитания и образования дошкольников, через обновление развивающей образовательной среды ДОУ. III этап (итоговый) 2027 Цель: выявление соответствия полученных результатов по направлениям развития ДОУ, поставленным целям и задачам. год Задачи этапа: - провести анализ результатов реализации Программы развития, оценить её эффективность; - представить аналитические материалы на педсовете ДОУ, общем родительском собрании; - определить новые проблемы для разработки новой Программы развития Источники финансового Бюджетные и внебюджетные средства. обеспечения Программы Соответствие образовательному заказу общества: Ожидаемые результаты - кадровая обеспеченность, соответствующая современным требованиям; - повышение компетентности педагогов по вопросам внедрение в воспитательно-образовательный процесс современных образовательных технологий; - качество сформированных ключевых компетенций, возрастных характеристик возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования; - улучшение материально-технического обеспечения ДОУ Система организации Постоянный контроль выполнения Программы развития контроля реализации осуществляет администрация ДОУ с ежегодным обсуждением Программы, периодичность результатов на совете ДОУ. Результаты контроля систематически публикуются на сайте отчёта исполнителей, срок ДОУ, представляются в отчётах о результатах предоставления отчётных самообследования на совещаниях, организованных материалов учредителем и других мероприятиях. реализации Программы 2.Введение. Для современного этапа развития общества (изменение политических и социально-экономических путей его развития) характерно становление принципиально новых приоритетов, требований к системе образования в целом и её начальному звену – дошкольному воспитанию. Важнейшим требованием является повышение качества образования. Данная проблема находит решение в концепции модернизации российского образования. Для реализации цели модернизации образования (создание механизма устойчивого развития образовательной системы) выдвинуты приоритетные задачи: · достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования · обеспечение доступности и равных возможностей получения полноценного образования · повышение социального статуса и профессионализма работников образования · повышение роли всех участников образовательного процесса – воспитанника, педагога, родителя, образовательного учреждения. Проблема поиска путей обеспечения качества образования затрагивает и систему дошкольного воспитания. Изменения, происходящие в обществе, влекут за собой изменения в работе дошкольных учреждений. Современная дошкольная образовательная организация – это сложный механизм, стремящийся к развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребностей ребёнка, семьи, общества, обеспечивающий условия для творческой, профессиональной работы педагогов, отвечающий самым современным требованиям. В настоящее время выбор направлений дошкольного учреждения и следование им зависит от каждого члена коллектива. В современных условиях требования к педагогу очень высоки, ведь воспитатель является главным действующим лицом педагогического процесса. Педагог должен приобретать новые знания, получать больше информации, решать новые задачи, совершенствовать навыки и умения, а также часто менять рабочие привычки, ценности, иметь соответствующую квалификационную категорию. Новая нормативно-правовая база является реальной основой для изменения направленности работы детского сада, его ориентации на семью, как основного потребителя. В связи с тем, что реформа дошкольного образования всё шире разворачивается в направлении развития его вариативности, проблема регуляции качества образования приобретает особую актуальность. Педагогический коллектив выбирает приоритетное направление своей работы, то есть основные услуги, а в соответствии с потребностями родителей и со своими реальными возможностями – организует дополнительные услуги. - это современное дошкольное образовательное учреждение, реализующее образовательную программу в соответствии с требованиями дошкольного образования по всем направлениям его деятельности. Для разработки программы развития ДОО была создана творческая группа, в которую вошли заведующий ДОО, заместитель заведующего по ВОР, специалисты и воспитатели. Деятельность творческой группы включала несколько этапов: -разработка концепции образовательного учреждения, которая включает в себя: миссию ДОО, его философию, образ педагога и выпускника ДОО; -определение стратегических целей и задач; -разработка социально-педагогических, организационнометодических, управленческих, координирующих и контролирующих мероприятий, направленных на реализацию программы развития ДОО; Кроме этого, деятельность творческой группы основывалась на следующих принципах: -принцип системности означает, что все элементы образовательного учреждения взаимосвязаны и их деятельность направлена на достижение общего результата; -принцип участия, т.е. каждый сотрудник ДОО должен стать участником проектной деятельности, планы (проекты) дошкольного учреждения становятся личными планами (проектами) педагогов, возрастает мотивация сотрудников на участие в общей деятельности, что сказывается на качестве конечного результата; -принцип непрерывности, процесс планирования и проектирования в ДОО осуществляется педагогами постоянно; -принцип гибкости заключается в придании процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств . Программа развития основана на следующих принципах Принцип системности означает, что все элементы структуры Программы развития взаимосвязаны и направлены на достижение общего результата. Принцип участия, т.е. каждый сотрудник ДОУ должен стать участником проектной деятельности, планы (проекты) дошкольной организации становятся личными планами (проектами) педагогов, возрастает мотивация сотрудников на участие в общей деятельности, что сказывается на качестве конечного результата. Принцип непрерывности. Процесс планирования и проектирования осуществляется педагогами постоянно, разработанные проекты непрерывно приходят на смену друг другу. Принцип гибкости заключается в придании проектам и процессу планирования способности менять свою направленность. Принцип точности. Проекты конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности ДОУ. Качественные характеристики Программы развития Актуальность – Программа развития ориентирована на решение наиболее значимых проблем для будущей (перспективной) работы в системе образовательного процесса детского сада. Прогностичность - данная Программа развития отражает в своих целях и планируемых действиях не только настоящие, но и будущие требования, предъявляемые к ДОУ. Наряду с этим просчитываются риски, возникновение которых возможно при реализации программы, намечается соответствие программы изменяющимся требованиям и условиям, в которых она будет реализоваться. Рациональность - Программой развития определены цели и способы получения максимально возможных результатов. Реалистичность – Программа развития призвана обеспечить соответствие между желаемым и возможным, т.е. между целями программы и средствами их достижений. Целостность - наличие в Программе развития всех структурных частей, обеспечивающих полноту состава действий, необходимых для достижения цели (проблемный анализ, концептуальные положения и стратегия развития, план действий и предполагаемые результаты). Контролируемость - в Программе развития определены конечные и промежуточные цели и задачи ДОУ. Детализация – чем более детализирована программа, тем она проще в изучении и реализации. 3. Информационная справка об образовательной организации Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Малыш» с. Углезаводск действует на основании федеральных нормативноправовых актов, Устава ДОУ и внутренних локальных актов. Адрес: 694061, Сахалинская область, Долинский район, с.Углезаводск, ул. Почтовая 2, Телефон/факс: тел/факс 98-3-35 Электронный адрес: uglmalish@yandex.ru Учредитель: департамент образования мэрии города Долинск Территория детского сада озеленена по всему периметру. На территории учреждения имеются различные виды деревьев и кустарников, клумбы и цветники. На территории детского сада имеются: - четыре игровые площадки; - спортивная площадка; В учреждении имеется достаточная материально-техническая база, создана предметно-развивающая среда, соответствующая всем современным санитарным, методическим требованиям. Целью деятельности ДОУ является: - воспитание детей дошкольного возраста; - охрана и укрепление их физического и психического здоровья; - развитие художественно-эстетической направленности. Основными задачами ДОУ являются: - охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей; - обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественноэстетического и физического развития детей; - воспитание с учётом возрастных категорий детей гражданственности, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; - организация воспитательно- образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО целях обновления дошкольного образования и достижения оптимального развития ребенка- дошкольника; - способствование развитию творческой активности детей через художественное творчество и театрализованную деятельность - оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей. Структура ДОУ В ДОУ функционирует 4 группы, из них: - разновозрастная группа раннего возраста «Гномики» - возраст от 1,6 до 3 лет; - вторая младшая группа «Ромашка» - возраст от 3 до 4 лет; - старшая разновозрастная группа «Солнышко» - возраст от 4 до 6 лет; - подготовительная группа «Знайки» - возраст от 6 до 7 лет. Кадровое обеспечение Количественный и качественный состав кадров на 2023 года № Категория Всего в Высшая Первая Соответствие участников ДОУ категория категория занимаемой образовательного должности процесса 1 заведующий 1 1 2 старший воспитатель 1 - 1 - 3 воспитатель 8 - 3 5 4 музыкальный 1 - - 1 1 - - 1 руководитель 5 инструктор по физической культуре 6 Педагог-психолог 1 - 1 - 7 Учитель-логопед 1 - - 1 В МБДОУ «Детский сад «Малыш» с.Углезаводск работает 14 педагогов. Услуги, которые оказывают детям в ДОУ: образовательные. Материально – техническое обеспечение ДОУ В МБДОУ «Детский сад «Малыш» с. Улезаводск созданы все необходимые материально-технические условия, обеспечивающие: 1) возможность достижения воспитанниками планируемых результатов освоения Программы; 2) выполнение требований: санитарно-эпидемиологических правил и нормативов к условиям размещения организаций, осуществляющих образовательную деятельность, оборудованию и содержанию территории, помещениям, их оборудованию и содержанию, естественному и искусственному освещению помещений, отоплению и вентиляции, водоснабжению и канализации, организации питания, медицинскому обеспечению, приёму детей в организации, осуществляющие образовательную деятельность, организации режима дня, организации физического воспитания, личной гигиене персонала; 3) пожарной безопасности и электробезопасности, охране здоровья воспитанников и охране труда работников детского сада. Детский сад расположен в сельской местности. Детский сад располагается на 1 и 2 этажах 1 Блока здания МБОУ СОШ с. Углезаводск на правах бессрочной, безвозмездной аренды. Коммуникации центральные, сантехническое оборудование в удовлетворительном состоянии. Территория огорожена забором. В ближайшем окружении от детского сада находятся здания ФАП и Дома культуры. Для занятий на свежем воздухе и прогулок используется игровая зона, оснащённая павильонами, песочницами, детским игровым оборудованием. Территорию сада охраняют охранное огенство. В детском саду созданы оптимальные условия развития детей. Материально-техническое оснащение и оборудование, предметно - пространственная среда ДОУ соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям. Условия труда сотрудников дошкольной организации соответствуют требованиям охраны труда. Материальная база периодически преобразовывается, трансформируется, обновляется для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности детей. 4. Анализ внутренней среды ДОО. Анализ образовательного процесса. Реализуя основные цели и задачи образовательной программы дошкольного образования в детском саду проведена следующая работа: - созданы условия для охраны и укрепления здоровья детей, их физического и психического развития; - организована работа по созданию оптимальных условий, обеспечивающих охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, сохранение и поддержание их индивидуальности. Одним из компонентов общего оздоровления детей является организация рационального питания, которая осуществлялась согласно требованиям санитарных норм и правил (СанПиН 2.4.1.3049-13), с учётом возраста детей, временем их пребывания в ДОУ и сезонными периодами. Результаты выполнения натуральных норм питания детей за последний год составляют 100%. Подводя итоги оздоровительно-профилактической работы дошкольной организации за 2022-2023 учебный год, следует отметить, что она строилась с учётом индивидуального физического развития детей, на основе диагностики состояния здоровья и уровня физической подготовленности детей. Профилактические медицинские осмотры детей проведены в соответствии с действующими нормативными документами и предусматривали доврачебный, врачебно-педагогический и специализированный этапы. По данным антропометрических показаний дана оценка физического развития детей за 2018 учебный год: все дети, посещающие наш детский сад, имеют гармоничное физическое развитие. Особое значение в воспитании здорового ребёнка уделялось физической культуре, как в повседневной жизни, так и в образовательной деятельности. Состояние развивающей предметно - пространственной среды. На участках дошкольной организации имеются разнообразные спортивноигровые конструкции для игровой двигательной активности детей. Организация среды на территории детского сада, обеспечивает экологическое образование детей. Для ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения на участке имеется возможность моделирования транспортной среды с использованием дорожных знаков. Детский сад оснащён в достаточном количестве мягким и жёстким инвентарём, имеется необходимое физкультурное и игровое оборудование, технические средства, музыкальные инструменты, научно-методическая и художественная литература, учебно-наглядные пособия, медицинское оборудование. В ДОУ рационально используется пространственные возможности помещений - раздевалки, групповые комнаты, коридоры; в группах созданы центры, зоны и уголки для разных видов деятельности детей, что способствует улучшению психологической комфортности интерьера, росту познавательного потенциала окружающих ребёнка предметов. Во всех группах дошкольной организации создана развивающая предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, индивидуальным особенностям детей. Сферы самостоятельной детской активности внутри групп не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группах расположены таким образом, что каждый ребёнок имеет свободный доступ к ним. Оборудование группового пространства соответствует санитарногигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровьесберегающее, эстетически привлекательно и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект. В свободном доступе детей в достаточном количестве представлены развивающие игры и игрушки ярких цветов. Особенностью детей старшего возраста является то, что в данном возрасте замысел основывается на теме игры, поэтому полифункциональная предметная среда подготовительной к школе группы создана так, что пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, стулья. Трансформируемость предметной среды позволяет детям проявлять активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты. Но, несмотря на это, существует необходимость постоянного обновления развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с ФГОС ДОУ и реализуемыми образовательными программами. Проблемное поле. Представленный анализ результатов оценки ДОО позволяет выявить следующие особенности его деятельности: основной целью, желаемым результатом педагогического процесса является развитие гармоничной личности ребенка, готовой к самореализации через доступные ему виды деятельности; по главным показателям желаемого результата коллектив ДОО добивается высоких показателей, свидетельствующих о всестороннем развитии детей; отмечена динамика сохранения и развития здоровья детей, совершенствуется познавательное и речевое развитие детей, по большинству направлений развития детей прослеживается тенденция соответствия федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования; организация педагогического процесса отмечается гибкостью, ориентированностью на возрастные и индивидуальнотипологические особенности детей, позволяет осуществить личностно-ориентированный подход к детям. Содержание воспитательно-образовательной работы соответствует требованиям социального заказа (родителей, школы), обеспечивает обогащенное развитие детей за счет использования реализуемых в ДОО программ; педагогический процесс в детском саду имеет развивающий и корригирующий характер, способствует формированию у детей реального образа мира и себя, развитию их способностей. Созданы необходимые условия для решения задач на должном уровне: собран коллектив единомышленников из числа профессионально подготовленных специалистов, осуществляется подготовка кадров, создан благоприятный социально-психологический климат в коллективе, отношения между администрацией и коллективом строятся на основе сотрудничества и взаимопомощи; материально-техническое обеспечение ДОО соответствует требованиям, предъявляемым к предметно-развивающей среде, которые обеспечивают эмоциональное благополучие детей. Вышеизложенное позволяет заключить о полном соответствии деятельности ДОО современным требованиям к содержанию дошкольного образования. Проведенный анализ настоящего состояния деятельности ДОО показал, что реально сложились условия и потенциальные возможности коллектива для дальнейшего развития и повышения эффективности деятельности учреждения. Перспективы развития. Расширение возможностей социального партнёрства организации (возможность участвовать в конкурсах социальных и культурных проектов разного уровня, с целью привлечения дополнительных средств на совершенствование образовательной среды ДОУ). Включение дошкольных образовательных организаций в реализацию инновационных проектов и программ в области образования (в федеральном, региональном и муниципальном режиме). Анализ состояния взаимодействия с семьями воспитанников. Педагогический коллектив строит свою работу по воспитанию и обучению детей в тесном контакте с семьёй. Состав семей воспитанников, посещающих детский сад неоднородный, поэтому при взаимодействии с разными категориями семей используются различные формы работы. В течение всего учебного года в целях широкой просветительской деятельности вся информация для родителей подавалась своевременно и периодично на стендах и сайте ДОУ. На стендах во всех возрастных группах размещался информационный материал о системе оздоровительно-профилактических мероприятий, питании детей, формировании у них привычки к здоровому образу жизни и сайт ДОУ информировал родителей о мероприятиях, проводимых в детском саду, о воспитательно-образовательной и физкультурно-оздоровительной деятельности, выход собственной информационной газеты для родителей. Педагогами групп в течение учебного года проводились родительские собрания, проводилась пропаганда психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса, консультации для родителей проводили воспитатели и специалисты детского сада. Педагоги активно использовали в своей работе проведение совместных с родителями мероприятий, помощниками в благоустройстве групповых комнат и территории детского сада. Проблемное поле. Слабая включенность родителей в образовательный процесс. Перспективы развития. Сформировать стабильный педагогический коллектив, способный решать все стоящие перед коллективом задачи. Поиск педагогических идей по обновлению содержания дошкольного образования: внедрение новых технологий, приёмов взаимодействия с родителями; использование в работе интерактивных методов общения с родителями. Возможные риски. Высокая занятость родителей воспитанников, отсутствие свободного времени. 5. КОНЦЕПЦИЯ И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ДОО Концептуальные основы Программы развития ДОО: Введение Значительные социально-экономические и культурно-исторические изменения, происходящие в современной России, определили формирование новых условий для развития общества. Обновления затронули все сферы жизнедеятельности, в том числе и образовательное пространство. В современной системе дошкольного и школьного воспитания – начальном этапе непрерывного образования – остро обозначилась проблема кардинального изменения ее содержания, форм и методов организации, для обеспечения должного качества дошкольного образования важно разработать современные единые подходы к организации и содержанию воспитательнообразовательного процесса. Сегодня дошкольная образовательная услуга должна быть направлена на разностороннее развитие, обучение и воспитание детей от 0 до 8 лет с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, обеспечение полноценного и своевременного перехода воспитанников на следующий уровень образования. Таким образом, актуальность и значимость нового подхода к управлению образовательным учреждениемсостоит в необходимости сохранения, развития и удовлетворения социального заказа, исходя из сложившихся условий. Сознание этого привело нас к необходимости создания Программы развития ДОО, представляющей собой стройную нестандартную систему, направленную на видение перспективы развития детского сада, выбор конкретных управленческих решений и обеспечение по этапного выполнения поставленных целей. Главным для развития ребенка является механизм освоения социальных, исторически сложившихся видов и форм деятельности, результатом которых является возникновение осознания ребенком своего «Я» и своих творческих способностей, умение проявить самостоятельность, инициативность, творчество. Подготовке Программы развития предшествовали: анализ выполнения Программы развития ДОО (2017–2022 гг.), изучение требований федерального государственного стандарта дошкольного образования, возможностей общества и окружающего социума. Актуальность. Современномуобществу нужны грамотные, компетентные, успешные люди. Успешность рассматривается как владение набором умений (компетентностей), позволяющих адаптироваться к сложным условиям жизни. Компетентность рассматривается как комплексная характеристика личности, отражающая результат освоения знаний, умений, навыков, отношений, проявляющаяся в готовности и способности принимать ответственные решения в деятельности. В контексте современных представлений о цели образования начальные ключевые компетентности являются актуальными для дошкольников и фиксируют степень их готовности к включению в новую – школьную – жизнь. Исследования и педагогический опыт показывают, что способность обнаруживать проблему, ставить задачу, планировать свои действия, оценивать свою умелость или неумелость и находить точное, а иногда и нетривиальное решение в детских видах деятельности вполне доступна детям дошкольного возраста. Компетентности подход обоснован в определении критериев и показателей оценки образовательного процесса и результата. Становление начальных компетентностей ребенка старшего дошкольного возраста происходит в условиях вариативной организации педагогического процесса, что обеспечивает детям возможность выбора и проявления самостоятельности в соответствии с интересами и склонностями. Дошкольник – это практик, познание им мира идет исключительно чувственно-практическим путем. Именно сочетание возможности выбора с потребностью все попробовать самому и предопределяет эффективность использования системно- деятельностного подхода в развитии дошкольника. Решение поставленной проблемы возможно осуществить в различных условиях: школа, учреждения дополнительного образования, семья. Но налицо преимущество системы дошкольного образования. Это: – целостный характер педагогического процесса, его развивающий и воспитывающий характер; – наличие в учреждениях дошкольного образования эмоциональнокомфортной для ребенка развивающей образовательной среды. В таком образовательном пространстве ведущие в дошкольном возрасте процессы социализации и индивидуализации гармонично дополняют друг друга. Ведущим видом деятельности в дошкольных образовательных учреждениях является игра. Первое требование к играм, проводимым с детьми дошкольного возраста, состоит в том, чтобы они развивали социально-коммуникативные навыки. С этой точки зрения наиболее полезны для ребенка игры, отвечающие следующим требованиям: – способность взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками; – обеспечение возможности проявить свои способности; – вовлечение ребенка в соревнование с другими людьми; – предоставление самостоятельности в поиске знаний, формировании умений и навыков; – доступность для ребенка в игре источников новых знаний, умений; – получение заслуженных поощрений за успехи. Поэтому актуальными являются развитие успешного ребенка в условиях игровой деятельности и оценка его успешности на основе формирования компетентностей. Основанием для разработки Программы развития ДОО явились: Выявленные проблемы: – недостаточное использование игровых развивающих технологий социально-коммуникативной направленности в работе с дошкольниками, преобладание традиционных форм и методов организации образовательного процесса; - идет вытеснение игры как основного вида деятельности дошкольника; – неготовность педагогов организовать образовательный процесс с использованием системно-деятельностного подхода; – преобладание репродуктивных форм организации образовательного процесса, не способствующих раскрытию индивидуальности и творческого потенциала воспитанника; – снижение уровня мотивационной готовности детей к школе, недостаточное умение самоорганизации детской деятельности; – не совершенность оценки качества образования дошкольников на основе реализации компетентностного подхода; – несогласованность требований педагогов и родителей к воспитанию и развитию детей, - недостаточная грамотность родителей в вопросах последовательного развития и воспитания детей. 6. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ДОО Модель управления процессами реализации Программы развития ДОО Управленческий механизм реализации Программы развития ДОО Система управления Программой развития ДОО предполагает формирование механизмов для поддержания процесса саморазвития дошкольного учреждения. Структура управления Программой развития состоит из следующих основных элементов: 1. Творческая группа Программы развития. 2. Педагогический совет ДОО. Непосредственное руководство реализацией Программы развития осуществляет администрация дошкольного образовательного учреждения. Управление реализацией Программы развития: - Планирование - Организация - Стимулирование, мотивация -Контроль - соблюдение сензитивности периодов дошкольного детства - преемственность методов и средств реализации образовательной программы и инновационных проектов ДОО - учет смежности преемственных ступеней образования дошкольников совместные формы деятельности педагога, родителей и ребенка - организация продуктивной деткой деятельности - игровая деятельность - детское моделирование и экспериментирование - информационно-коммуникативные технологии - обучение трудовым навыкам - обеспечение оптимального уровня качества работы по оказанию образовательной услуги - инновационная методическая работа - конструктивное взаимодействие участников инноваций - контроль соблюдения принципов и механизма интеграции ДОО и родителей - контроль качества реализации образовательной программы ДОО - контроль качества образования детей и деятельности ДОО Преемственность на методологическом и содержательном уровнях Преемственность на технологическом уровне Преемственность на творческом уровне Преемственность на аналитическом уровне № Организационн п/ Функции в управлении ые формы п Определение стратегической политики дошкольного 1 Ежегодный отчет по учреждения (ориентиров развития). реализации основных мероприятий Программы развития Выявление образовательных потребностей педагогов и родителей на перспективу Экспертная оценка эффективности текущих преобразований Утверждение механизмов профессионального и общественного контроля надстановлению развитием образовательной ситуации в Содействие стратегической направленности в дошкольном деятельностиучреждении детского сада Содействие развитию управленческих навыков у Творческая руководителей структурных подразделений, проектов и группа программ Программы Формирование финансовой, экономической, правовой и 2 развития управленческой компетентности у сотрудников, имеющих влияние на развитие образовательной ситуации в дошкольном учреждении Анализ состояния детского сада Организация и проведение практических семинаров, связанных с реализацией Программы развития ДОО Консультационная поддержка педагогических Экспертиза направленности и содержания образовательных инициатив реализуемых Проведение экспертизы качества программ, в дошкольном учреждении. Педагогический программных мероприятий Участие в разработке нормативно-правовой документации по 3 совет Участие в развития разработке нормативных вопросам детского сада. документов, касающихся учреждения развития дошкольного учреждения Оказание информационной и интеллектуальной поддержки педагогическим инициативам, 7. ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ проектам и программам РАЗВИТИЯ ДОО Этапы и сроки реализации Программы развития ДОО: Программа будет реализована в 2023–2027 годы в три этапа. 1-й этап – подготовительный (2023 год): – разработка документации для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития; – создание условий (кадровых, материально-технических и т. д.) для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития; – начало реализации мероприятий, направленных на создание интегрированной модели развивающего образовательного пространства. 2-й этап – практический (2024–2026 годы): – апробирование модели, обновление содержания, организационных форм, педагогических технологий; – постепенная реализация мероприятий в соответствии с Программой развития; – периодический контроль реализации мероприятий в соответствии с Программой развития; – коррекция мероприятий. 3-й этап – итоговый (2027год): – реализация мероприятий, направленных на практическое внедрение и распространение полученных результатов; – анализ достижения цели и решения задач, обозначенных в Программе развития План мероприятий по реализации Программы развития ДОО: Сроки исполнения Задачи Направления деятельности 2027 2026 разработка документации для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития; создание условий (кадровых, Создание механизма эффективного управления Программой ДОО материально-технических и т. д.) для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития; начало реализации мероприятий, направленных на создание интегрированной модели развивающего образовательного пространства. Разработка графика отчетности рабочей группы о ходе реализации Программы Составление месячного плана мероприятий по реализации Программы .Информирование участников Программы Разработка и внедрение критериев оценки качества образовательной работы Проведение педагогического совещания на тему: «Совместная работа коллектива по реализации Программы ДОО в соответствие с ФГОС ДО» Проведение производственное совещание на тему «Координация деятельности сотрудников ДОО по реализации Программы» Проведение родительского собрания на тему: «Взаимодействие ДОО и семьи в реализации Программы» Создание компьютерного банка данных о воспитанниках и выпускниках ДОО Подготовка материалов о деятельности ДОО к участию в конкурсах 2026- 2025- 2024-2025 + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + Проведение анализа реализации этапов Программы в конце учебного года Размещение материалов по реализации Программы на официальном сайте ДОО Организационнометодическое обеспечение Активизация взаимодействия с социумом Систематическое повышение квалификации педагогов: курсы повышения квалификации (согласно плану); взаимопосещения; самообразование; - методическая работа в ДОО Использование новых образовательных технологий: - разработка перспективного плана НОД по всем линиям развития Актуализация учебных планов для всех возрастных групп Проведение анализа предметно-развивающей среды ДОО Изучение новинок издательской и методической литературы с последующим освещением. Обеспечение методического сопровождения воспитательнообразовательного процесса и организация подписки на периодические издания. Создание базы данных с методическими материалами и разработками педагогов с применением современных информационных компьютерных технологий + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + Организация Создание условий для воспитательно - интеллектуального и творческого образовательн ого развития дошкольников процесса ДОУ (приобретение учебного оборудования, развивающих игр, пособий литературы. Участие воспитанников в реализации комплекснотематического принципа построения образовательного процесса + + + + + + + + + + + + + + + + Участие воспитанников в творческих конкурсах различной направленности Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей и их мотивации взаимодействия с ДОО Система совместной Активное вовлечение деятельности в ДОО и родителей родителей образовательный процесс: организация дней открытых дверей; - просмотр занятий по видео; - совместное проведение праздников, создание клуба «Улыбка» Регулярное информирование родителей об уровне развития и здоровья детей Обогащение Повышение образовательного процесса материальнометодической литературой, технической базы игровым, развивающим, ДОО дидактическим материалом Обогащение предметноразвивающей среды в группах и кабинетах. + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + План действий по реализации Программы развития на разных этапах предполагает дальнейшую конкретизацию и распределение обозначенных мероприятий (действий) в годовом плане работы ДОО. 8. РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫРАЗВИТИЯ ДОО Ожидаемые результаты реализации Программы развития ДОО Так как сформированность начальных ключевых компетентностей, предпосылок учебной деятельности и мотивов является показателем успешности ребенка и результатом качества образовательных услуг, то в результате реализации модели развивающей среды с модулем интегрированного развивающего пространства предполагается получить результаты двух групп, связанных с развитием ребенка и деятельностью МБДОУ д/с «Малыш». Первая группа результатов связана с развитием ребенка – успешного дошкольника. Содержательные: – успешное освоение образовательной программы МБДОУ д/с «Малыш» (умный ребенок). Социально-психологические: – достаточный уровень самостоятельности, инициативы и активности (социально активный ребенок); – психолого-педагогическая готовность (мотивация) детей к успешному обучению в школе (умный, социально активный ребенок); – улучшение эмоционально-психологического состояния детей (здоровый ребенок, добрый ребенок); – позитивное отношение к миру, сверстникам, взрослым (добрый ребенок); – развитое воображение, способность находить оригинальное решение проблем (творческий ребенок); – включение детей в творческое самовыражение (творческий ребенок); – готовность детей к самостоятельному выбору деятельности, партнеров, форм и способов действия (социально активный ребенок). Вторая группа результатов связана с деятельностью самого образовательного учреждения: содержанием образовательного процесса, повышением квалификации педагогов, системой управления. Организационные: – реализация модели развивающей среды и интегрированного игрового пространства; – повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в рамках овладения развивающими технологиями и оценки на основе компетентностного подхода; – повышение уровня педагогической грамотности родителей в области организации детской деятельности; – создание информационного банка (фонда) полного спектра игр и развивающих технологий; – совершенствование функционирования общественно-государственных органов управления. Образовательные: – соответствие качества образовательных услуг базовым требованиям; – дальнейшее расширение сферы дополнительных образовательных услуг для дошкольников; – мониторинг сформированности у детей начальных ключевых компетенций, предпосылок учебной деятельности и уровня мотивации к успешности обучения в школе и дальнейшей жизни. Результаты успешности: – участие ДОО в конкурсах различного уровня; – рост количества участников и призеров профессиональных конкурсов (фестивалей); – получение коллективом ДОО и отдельными педагогами грантов; – рост количества педагогов, представляющих опыт на семинарах, конференциях, публикациях, в СМИ; – рост числа педагогов, разработавших авторские программы, методические пособия; – положительная динамика публикаций о деятельности ДОУ на различных уровнях; – ориентация детей и педагогов на успех. Ожидаемым результатом является функционирование МБДОУ д/с «Малыш» как современного учреждения дошкольного образования, обеспечивающего формирование успешного дошкольника. Модель успешного дошкольника Успешность дошкольника-выпускника ДОО предполагает готовность ребенка, которая определяется сформированностью новой внутренней позиции ребенка, связанной с учением как новой социально значимой деятельностью, школой как новым образом жизни, открывающей новые перспективы развития. У успешного дошкольника должны быть сформированы: 1. Начальные ключевые компетентности. 2. Предпосылки к учебной деятельности. 3. Мотивация к обучению и успешности. 4. Формирование предпосылок функциональной грамотности. Для начальных ключевых компетентностей характерна многофункциональность, овладение ими позволяет ребенку решать различные проблемы в повседневной жизни и деятельности. Начальные ключевые компетентности многомерны, в них представлены результаты личного опыта ребенка во всем его многообразии (отношения, знания, умения, творчество). К начальным ключевым компетентностям относятся: – здоровьесберегающая; – деятельностная; – информационная; – социально-коммуникативная. Предпосылки учебной деятельности обеспечивают специальную готовность ребенка к переходу к школьному образованию, содержание которого определяется учебными предметами. Они универсальны, переносимы и применимы в различных ситуациях и различных учебных предметах. Универсальные учебные действия включают: – познавательные; – регулятивные. Из мотивов успешности дошколенка можно выделить следующие: – учебно-познавательные; – социальные; – игровые; - успешности. Успешный дошкольник-выпускник ДОО – это здоровый, умный, деятельный, социально активный, добрый и творческий ребенок, владеющий системой начальных ключевых компетентностей, универсальных учебных умений и мотивированный на успех учебы в школе и дальнейшей жизни. Таким образом, модель выпускника ДОО представляет собой успешного дошкольника и имеет следующие аспекты успешности: – здоровый ребенок; – умный ребенок; – деятельный ребенок; – социально активный ребенок; – добрый ребенок; – творческий ребенок. Модель современного педагога ДОО Педагог является центральным звеном в процессе внедрения новой модели Программы развития дошкольного учреждения. Именно педагог, как субъект педагогической деятельности, обуславливает эффективное функционирование образовательного учреждения. Исходя из этого, мы предлагаем следующую модель современного педагога дошкольного образовательного учреждения: Главное условие – ЛЮБОВЬ К ДЕТЯМ Личностный потенциал: Мотивационная направленность Особенности и способности, характер, темперамент, образ «Я» Компетентность педагога: Фундаментальная образованность Теоретическая компетентность Технологическая компетентность (традиционные методы, личностноориентированные технологии, развивающее обучение Образовательно - практическая деятельность педагога: Реализация образовательной программы Взаимодействие с детьми в рамках личностно-ориентированной модели общения Участие в консультировании педагогов, родителей Проектная и инновационная деятельность Поисковая и научно-исследовательская деятельность Личностно-профессиональный рост педагога: Стремление к самообразованию, самоусовершенствованию Повышение педагогического мастерства Готовность воспринимать новое Распространение собственного педагогического опыта Участие в конкурсах профессионального мастерства 9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Программа развития МДОУ д/с «Малыш» является результатом деятельности творческой группы педагогов детского сада, которые заинтересованы в его развитии и желают видеть и поэтапно реализовать его перспективы и возможности. Происходящие в последние годы изменения в области дошкольного образования, позволили нам выдвинуть идеи и планы, которые мы заложили в Программу развития ДОО, и, благодаря которым определились ее такие важнейшие возможности, как реалистичность, целостность, обоснованность.